Пример школьного проекта по истории на тему: Реальные и мифологические образы древнерусских князей

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Ярослав Мудрый 4
Глава 2. Александр Невский 9
Глава 3. Дмитрий Донской 12
Заключение 15
Список литературы 16

Введение

Актуальность темы исследования. В истории Российского государства роль правителя всегда была велика. Именно правитель был, есть и будет источником национальной идеи, объединяющей народы, поскольку именно на ней держится незыблемо наше государство. В момент выбора Россией своего дальнейшего исторического пути необходимо обратится к прошлому в поисках национальной идеи, изучая образы древнерусских князей — Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, которые стали символами российской национальной и государственной идентичности.
Проблема исследования. В сознании россиян заложено с детства, что Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской – символы страны, великие правители и полководцы. Но историки почему-то по сей день спорят на эту тему?
Объектом исследования являются личности древнерусских князей: Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского.
Предметом — реальные и мифологические образы древнерусских князей.
Гипотеза исследования: мы предположили, что мифологические образы древнерусских князей являются максимально близкими к реальным личностям Ярослава Мудрого, Александра Невского и Дмитрия Донского.
Целью исследования является выявление реальных и мифологических образов древнерусских князей.
Задачи:
— Изучить литературу и источники по теме исследования;
— Провести анализ периодов правления и политики Ярослава Мудрого, Александра Невского и Дмитрия Донского;
— Ознакомиться с правилами оформления и оформить результаты исследования.
Методы исследования:
— Изучение и анализ.
— Поисковый и историографический метод.
— Систематизация и обобщение.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов на уроках истории, а также на факультативных занятиях и при подготовке к экзаменам.
Проектным продуктом является сама работа, содержащая анализ государственной деятельности древнерусских князей.

Глава 1. Ярослав Мудрый

Великая Русь много столетий поражала мир своим могуществом и силой. Как ни странно, но сила ее проявлялась не столько в хорошо подготовленном войске, сколько в мудрости правителей, которые умели стратегически мыслить и аккуратно строить отношения с недружелюбными странами мировой арены.
Много Киевская Русь подарила миру мудрых правителей, но отличительным светочем благочестия, мудрости и силы духа был Ярослав Мудрый, о котором во все века ходили легенды.
Какие тайны хранит в себе эта личность? За что Ярослава народ нарек «мудрым»?
Родился будущий князь в далеком 978 году. Он был одним из четырех сыновей князя Владимира и княгини Рогнеды.
Об отце будущего великого князя Ярослава упоминает «Повесть временных лет », где говорится, что Владимир посадил на трон каждого своего сына. И находились эти троны в разных концах Руси. Для Ярослава Мудрого был отведен город Ростов.
О характере правления в городе Ростов Ярославом Мудрым в «Повести временных лет» рассказывается очень мало, так как великий в будущем князь сел на трон будучи еще совсем юным. В силу малых лет, за Ярослава Мудрого правил наставник, приставленный отцом к Ярославу.
Летопись много рассказывает о связи Ярослава Мудрого с городом Ярославлем. Рукопись раскрывает тайну названия города, которая касается героизма молодого князя.
Согласно легенде, молодой князь прогуливался под Новгородом, как вдруг на него напал медведь. Князь же совсем не испугался яростного зверя – он одним движением секиры отрубал ему голову. После этого события место, где Ярослав поборол медведя, стало называться Ярославлем.
Период правления Ярослава Мудрого в Ростове заканчивается со смертью старшего брата Вышеслава, после смерти которого князь вынужден был переехать в Новгород, чтобы занять место брата.
Новгород имел более почтенный статус, нежели Ростов. Однако, в этом городе особых прав Ярославу Мудрому отец не дал – наоборот он обязал Ярослава постоянно выплачивать дань своему отцу в размере 2/3 от дани, собранной на подчиненных князю землях. [5]
Такое отношение отца к Ярославу вызывало у молодого князя Новгородского лютую ярость. Сначала он ее скрывал, однако долго терпеть не смог. В 1014 году Ярослав решил организовать восстание против отца.
Летопись связывает восстание Ярослава не только с большой данью, но и с ревностью к брату Борису, которого отец максимально приблизил к себе и хотел сделать наследником.
Затаив обиду, разгневанный князь Ярослав нанял варяг за морем, чтобы те отомстили отцу. Однако, новгородцы разгромили войско варяг. Ярослав долго думал, как отреагировать на это и решил призвать к себе новгородцев, чтобы те поклонились князю, после чего он их простит. Но когда новгородцы прибыли к Ярославу, разгневанный князь расправился со всеми.
Ярость Ярослава пресекла смерть отца. Убитый горем Ярослав начал переосмысливать свою жизнь. Почувствовав угрызение совести за убитых новгородцев, он пообещал их семьям выплатить денежную компенсацию, после чего новгородцы простили князя и стали ему верно служить.
Немного отойдя от потери отца, Ярослав решил направить свою ярость на брата Святополка, который сидел за киевским престолом. Противостояние с братом длились долгих четыре года, после чего победа Ярослава взяла. В конце концов Ярослав сел на киевский трон и смирил восстающих против нового правителя киевлян.
Фигура Ярослава Мудрого, правившего всей Древней Русью целую треть века (1019–1054), давно привлекает внимание историков, ему и его эпохе посвящены сотни научных статей и книг. Но даже сейчас многие страницы его биографии остаются предметом острых научных споров. Например, до сих пор не установлена точная дата его появления на свет. [10]
Традиционная версия считает таковой 978 год, но многие историки ставят эту дату под сомнение, утверждая, что будущий великий князь родился как минимум на 6–11 лет позже. Ряд исследователей связывали «тайну» его рождения с давней летописной традицией дома Мономашичей, считавших своим прародителем именно Ярослава Мудрого.
Просто сейчас мало кто знает, что в острой политической борьбе со своими конкурентами (прежде всего черниговскими Ольговичами) Мономашичи писали «свою историю», которая сохранилась в древней летописной традиции, закреплённой ещё во времена Ярославого внука Владимира Мономаха (1053–1125), при котором, как известно, создавалась и сама «Повесть временных лет» – древнейший летописный свод Древней Руси.
Не менее спорной является и такая страница его богатой биографии, как участие в упомянутой княжеской междоусобице 1015–1019 годов. В частности, многие историки (Н.Н. Ильин, В.Л. Янин, М.Х. Алешковский, И.Н. Данилевский, С.М. Михеев и др.) не исключают, что гибель князя Бориса на совести Ярослава, а не Святополка Окаянного, с которым летописная, а затем и историческая традиция связывали гибель младших сыновей Владимира Святого.
Ещё одной крайне интересной, но недостаточно изученной темой является проблема «переформатирования» древнерусского христианства и церковной организации Древней Руси на «византийский лад». Сейчас для многих вдумчивых историков стал очевидным один крайне интересный факт: давно устоявшееся представление о том, что, дескать, именно Византийская церковь стала прародительницей Русской православной церкви, не совсем корректно.
С большой долей вероятности можно утверждать, что проникновению византийской ортодоксии в древнерусское христианство, как и включению самой РПЦ в систему Константинопольского патриархата, мы обязаны именно Ярославу Мудрому. Только при нём в 1030-х годах учреждается Русская митрополия, присылается первый грек-митрополит Феопемт и возникает культ Святой Софии, нашедший своё зримое воплощение в знаменитых Софийских соборах Киева, Новгорода, Полоцка и других русских городов.
Многие наши современники ищут ответ на вопрос: почему Ярослава назвали Мудрым? На сколько оправдано это прозвище? Факты доказывают, что поступки Ярослава действительно были мудрыми.
Во-первых, он, взойдя на киевский престол, смог потрепанный горем и войнами народ воссоединить.
Во время его княжения Русь заметно окрепла, а в старческие годы его княжества – на весь мир прославилась и получила название «украшение Востока» (так ее стали называть европейские страны за красоту храмов, которые выстроил Ярослав).
В славной летописи говорится, что именно Ярослав Мудрый первым из князей ввел свод законов «Русская правда», который наказывал за убийство, за оскорбление и кражу. Именно на период правления Ярослава Мудрого припадает окончательный разгром печенегов, которые много столетий мучали Русь своими варварскими нашествиями.
Еще мудрость Ярослав проявил, когда выдавал своих дочек замуж – для улучшения внешнеполитической позиции Киевской Руси, он нашел каждой своей дочери иностранных королей – французского, венгерского и польского, таким образом, обезопасив Русь от возможных нападений этих стран.
В 1028 году Ярослав Мудрый в Новгороде собрал 300 детей и велел «учити их книгам» — это было первое в истории Руси большое училище.
Даже отходя в мир иной, Ярослав сеял мудрость. Последним актом правления дряхлеющего Ярослава стало его знаменитое «Завещание», относительно которого историки спорят до сих пор.
При этом все они обращают внимание на проникновенные и пророческие строки этого послания: «а вы сынове мои имеите межи собою любовь, понеже вы есте братья одиного отца и единой матери… аще ненавистно живуще, въ распряхъ, то и сами погибнете и землю отець своихъ и дедъ погубите»… [2]
Он говорил своим сыновьям: «Живите в мире между собой, ибо мир – это счастье. Если нарушите эти мои слова и начнете захватнические походы друг против друга – горе вам будет до конца ваших дней, ибо оскверните вы, таким образом, землю дедов ваших, политую кровью и потом».
Ярослав – потомок Рюриковичей, сын великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Княжил в Ростове, Новгороде, в 1019 году стал Великим князем Киевским. Основал города Юрьев (Тарту), Ярославль, при нём получил развитие, стал крупным политическим, культурным центром Киев.
Ярослав способствовал активному проникновению на юг византийской церковной организации. При нём был поставлен на Русь греческий митрополит Феопемт, но, когда Русь оказалась в состоянии конфликта с Византией, киевский князь возводит на митрополичий престол русского главу церкви – Илариона. С именем Илариона связано не только «Слово о законе и благодати», но, и ещё одно правовое творение киевского князя – «Устав Ярослава». Я.Н. Щапов доказал, что древнейшая основа этого документа восходит к совместной деятельности Ярослава и Илариона. Устав регулировал не только внутрицерковные, но, что было гораздо важнее, бытовые отношения.
Вошёл в историю как правитель, при котором началось широкое строительство храмов (в том числе Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке).
Основал первые русские монастыри (Киево-Печерский, Юрьев в Новгороде). Ярослав впервые назначил митрополита (Илариона) без участия константинопольского патриарха. При нём активно переписывались, переводились книги на церковнославянский и древнерусский языки. При Ярославе Мудром был составлен первый в Древней Руси свод законов – «Русская правда».
Однако главную проблему – предотвращение междоусобиц – Ярослав так и не смог решить. Самым «сильным» аргументом в пользу мирного сосуществования его многочисленных сыновей стал тот факт, что все они родились от одной матери. Ярослав раздал крупнейшие города Руси своим сыновьям: Изяславу – Киев, Святославу – Чернигов, Всеволоду – Переяславль, Игорю – Владимир, а Вячеславу – Смоленск. Однако по какой-то причине «забыл» про племянника Ростислава. Увы! Через 10 лет на Руси началась новая усобица… [8]
Много лет пролетело со дня кончины великого князя Киевской Руси, но мудростью Ярослава до сих пор восхищаются наши современники, ведь она не «выходит из моды» — она остается актуальной во все века. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что мифологический образ Великого князя Ярослава Мудрого вполне соответствует его реальной личности.

Глава 2. Александр Невский

По словам историк Ключевского Александру Невскому досталась невероятная судьба: «для спасения Руси он должен был явить несовместимое – доблесть воителя и смирение инока». Но «доблесть воителя» и главные сражения, выигранные им: битва на Неве со шведами в 1240 году, давшая ему историческое имя, и Ледовое побоище с крестоносцами на Чудском озере в 1242 году, – одновременно стали и его славой, и камнями в его огород.
В учебниках истории стран Балтии, Скандинавии и Германии Ледовое побоище изображается как миф – «мелкий пограничный конфликт, в котором Невский повёл себя как бандит, напав большим числом на горстку пограничников». Проигравшие имеют право на свою версию.
Однако стоит прислушаться как к этим разрозненным оценкам зарубежной историографии, так и к тому, что Невский в 1245 году одержал важную победу над литовцами, что позволило Новгороду, Пскову и Смоленску сохранить независимость от Литвы.
В отечественной истории и церковном предании великий князь Александр останется святым. Русская православная церковь его канонизировала, прежде всего, за то, что между двумя «огнями» – нашествием крестоносцев и Золотой Орды, он предугадал и выбрал меньшее, хотя и унизительное зло – бремя рабства, вошедшее в историю как татаро-монгольское иго.[1]
Крестоносцы не скрывали святой – на их взгляд – цели: с благословения Папы Римского, сделать всех настоящими христианами. В понятиях того времени – католиками. Потеря веры для Руси означала утрату национальной идентичности, которая и без того лишь складывалась через феодальные распри. И Невский, оперевшись на Орду, становится её наёмным воином, ради сохранения веры.
Позднее неравный союз князя Александра и хана Батыя дал возможность последнему стать главной силой в Великой степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан хана Мункэ (большинство татар-христиан до принятия ислама исповедовали несторианство).
Вассальный союз с Батыем был кратким: в 1256 году хан умер, а его сын Сартак, побратим Александра, отравлен. Невский снова едет в Орду, чтобы наладить отношения с новым ханом Берке, принявшим ислам. И вновь дипломат Невский добивается успеха: в 1261 году его стараниями в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена православная епархия.
Однако, вопрос цены такой дипломатии до сих пор не решён. Князь Александр Невский, став вассалом Орды, подавлял восстания русских против монголов. Ю. Афанасьев пишет: «Александр Невский был первым из великих князей русских, который вместо сопротивления татарам пошел на прямое сотрудничество с ними. Он начал действовать в союзе с татарами против других князей: наказывал русских — в том числе и новгородцев — за неповиновение завоевателям, да так, как монголам даже не снилось (он и носы резал, и уши обрезал, и головы отсекал, и на кол сажал)…»[1].
В Твери, Торжке, Старой Руссе он своим единоверцам, восстававшим против дани Степи, резал уши, заливал в рот кипяток и свинец. Он стал проводником карательной политики Орды. Его оппонент князь Даниил Галицкий, наоборот, хотел опереться на европейское рыцарство в борьбе против кочевников. Но проиграл. И Галицкий, и Невский были канонизированы. Первый, приняв мученическую смерть, второй – мученическое выживание для народа.
Н.М. Карамзин считает, что успокоив гнев правителя Орды, хана Сартака, Александр обезопасил русский народ от нашествий: «Александр благоразумными представлениями смирил гнев Сартака на Россиян и, признанный в Орде Великим Князем, с торжеством въехал в Владимир, Митрополит Кирилл, Игумены, Священники встретили его у Золотых ворот, также все граждане и Бояре под начальством Тысячского столицы, Романа Михайловича. Радость была общая. Александр спешил оправдать ее неусыпным попечением о народном благе, и скоро воцарилось спокойствие в Великом Княжении»[11].
Александр Невский уберёг народ от крестоносцев и разграбления, а то и стирания с карты мира степняками, но стал стратегом и тактиком той линии исторического поведения, которая столетие выступала против сопротивления татаро-монгольскому игу, предпочитая формирование соглашательской аристократии.
Насколько плата соразмерна цене, отвечает история – народ слагал об Александре Невском мифы, а государство старейшим почитает орден Александра Невского. Символом защиты и покровительства Невского своей Родине считается историческое совпадение: 6 декабря 1941 года, в День памяти Александра Невского, началось контрнаступление советских войск под Москвой в 1941 году.[4]
Таким образом, приходим к выводу, что мифологический образ Александра вполне похож на реальную личность. Благодаря умной политике, князь снял угрозу с запада, наладил отношения с Ордой. Победы Александра испугали крестоносцев, именно после этих побед больше не совершалось ни одного Крестового похода на Русь. Он по праву был отнесен к лику святых Православной церкви.
В условиях страшных испытаний, обрушившихся на православные земли в первой половине XIII в., Александр — едва ли не единственный из светских правителей — не усомнился в своей духовной правоте, не поколебался в своей вере, не отступился от своего Бога. Отказываясь от совместных с католиками действий против Орды, он становится последним властным оплотом православия. И народ понял и принял это, простив реальному Александру Ярославичу все жестокости и несправедливости, о которых сохранили множество свидетельств древнерусские летописцы.

Глава 3. Дмитрий Донской

Человек-легенда, имя которого известно, наверное, каждому школьнику, князь Димитрий Донской признан святым сравнительно недавно, с 1988 г. Так что церковно молиться ему начали через 599 лет после кончины.
Донским его прозвали по названию реки Дон, на правом берегу которой у впадения в нее реки Непрядвы 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва.
Дмитрий Донской прожил жизнь, короткую даже по меркам того времени, военного, сурового – всего 39 лет.
Земной путь князя вместил переживания детства, когда он лишился сперва отца, затем – власти, первые за более чем 150 лет победы над самым опасным противником – татарами, тяжелые поражения, церковные смуты.
Может быть, потому Димитрий стал одним из первых русских правителей, нарушивших традицию перед кончиной принимать иночество: подвижником, князь себя никогда не считал, а жизнь провел, как думалось ему, суетно, среди мира.
Летописцы описывают князя, прежде всего, как воина, защитника, подчеркивая его телесную крепость, силу:
«бяше… сам крепок зело и мужествен, и телом велик и широк, и плечист и чреват вельми, и тяжек собою зело, брадою же и власом черен, и взором же дивен зело».[7]
Другая черта, присущая святому – его благочестие, о котором говорят современники: святой ежедневно ходил на богослужение, строжайше постился, возможно, тайно носил власяницу.
Благоверный князь принадлежал к исстари правившему Русью роду, восходящему к скандинавскому конунгу Рюрику, с которым связывают образование Русского государства (882 г.).
Ветвь Рюриковичей, владевшая Московским княжеством, известна с 1301 г. от первого правителя Москвы, блгв. Даниила. Княжество особо возвысилось при его сыне, Иване Даниловиче Калите, который смог получить великое княжение всей Руси. По его кончине Москвой, по-прежнему первым княжением среди других, правил брат, Иван Иванович по прозванию – Красный, что означало тогда особую внешнюю красоту. Он был отцом княжича Димитрия. Прадед св. Димитрия, князь Даниил, был младшим сыном блгв. Александра Невского. Поэтому Димитрий – праправнук легендарного полководца.
Сложилось так, что из своих 39 лет правителем Димитрий был целых 30: он стал князем после скоропостижной кончины великого князя Ивана, с 1359 г.
Великий государь Московский Дмитрий Иванович Донской ушёл из жизни 19 мая 1389 года. Ему не было и 39 лет. В его правление Москва стала признанным лидером Северо-Восточной Руси, бросила вызов Литве и Орде.
То есть Московская Русь стала претендентом на роль главного русского центра. Великое княжество Владимирское стало «вотчиной» московских государей. Московское великое княжество было значительно расширено за счёт территорий Переяславля, Галича, Белоозера, Углича, Дмитрова, части Мещеры, а также костромских, чухломских, стародубских и пермских земель. Москва получила белокаменный кремль.
При Дмитрии Ивановиче в Москве была впервые начата чеканка серебряной монеты. Строились новые города-крепости, монастыри, происходит расцвет культурной и экономической жизни. Великий князь ограничил власть удельных князей, включая своих родственников, создал военную опору среди бояр и дворян. Московская Русь создает мощную армию, которая может успешно противостоять сильнейшим соседним державам: Орде и Великому княжеству Литовскому, и Русскому. [5]
С другой стороны, период был крайне сложным для Руси, сопровождался кровавыми войнами, битвами, усобицами и морами. Большую часть своей жизни Дмитрий Донской провёл в войнах с Тверью, Новгородом, Рязанью, Литвой, Ордой и другими соседями. Поэтому некоторые историки считают, что правление Дмитрия Ивановича было неудачным, трагичным. Вот мнение Николая Костомарова:
Княжение Димитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадального русского народа. Беспрестанные разорения и опустошения, то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, следовали одни за другими в громадных размерах.
Московская Русь, не считая мелких набегов, дважды была опустошена литовцами, пережила погром Тохтамыша. Рязанщину несколько раз разгромили ордынцы и москвичи, Тверскую землю – несколько раз московские рати, Смоленск – несколько раз литовцы и москвичи, Новгород страдал от походов тверичей и москвичей. По мнению Костомарова, Восточная Русь тогда была страной малолюдной и нищей. При Дмитрии разорённая Русь снова должна была «ползать и унижаться перед издыхающей Ордой». [6]
Другой знаменитый русский историк, Николай Карамзин, так оценивал правление Дмитрия:
Великодушный Дмитрий победил Мамая, но видел пепел столицы и раболепствовал перед Тохтамышем.[5]
Очевидно, Костомаров и Карамзин слишком пристрастны. Костомаров был сторонником «украинской идеи», а Карамзин – западником, который оформил в России «классическую» (прозападную) версию истории.
Таким образом, приходим к выводу, что мифологический образ Великого князя Дмитрия Донского так же соответствует реальной личности. Жизнь Дмитрия Ивановича была короткой и стремительной, но он обессмертил своё имя на поле Куликовом. При нём Москва начинает долгий путь собирания русских земель, включая Литву и Орду.

Заключение

Изучив и проанализировав мнения историков на теоретическом уровне, мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась. Действительно, мифологические образы древнерусских князей являются максимально близкими к реальным личностям Ярослава Мудрого, Александра Невского и Дмитрия Донского.
Не смотря на все сомнения, можно сделать вывод, что благодаря умной политике, все три князя вразные исторические времена укрепляли свои владения, заботились о сохранение национальной идентичности управляемого народа:
— Во время княжения Ярослава Мудрого Русь заметно окрепла, а в старческие годы его княжества – на весь мир прославилась и получила название «украшение Востока» (так ее стали называть европейские страны за красоту храмов, которые выстроил Ярослав).
— Благодаря умной политике, князь Александр Невский снял угрозу с запада, наладил отношения с Ордой. Победы Александра испугали крестоносцев, именно после этих побед больше не совершалось ни одного Крестового похода на Русь. Он по праву был отнесен к лику святых Православной церкви.
— Дмитрия Донской обессмертил своё имя на поле Куликовом. При нём Москва начинает долгий путь собирания русских земель, включая Литву и Орду.
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются историей и неравнодушны к будущему России.

Список литературы

1. Александр Нестеренко. Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище[электронный ресурс]/ Электронная библиотека ModernLib.Ru. — Режим доступа:http://modernlib.ru/books/nesterenko_aleksandr/aleksandr_nevskiy_kto_pobedil_v_ledovom_poboische/read_1/ (дата обращения:14.04.2022)
2. Алешковский М. X. Повесть временных лет. Судьба литературного произведения в Древней Руси. М., 204. С. 68-69
3. Гумилев Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории/ АСТ, Москва, 2003, стр.156
4. Житие Александра Невского [электронный ресурс]/ Электронные публикацииИнститута русской литературы (Пушкинского Дома) РАН.- Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4962 (дата обращения: 14.04.2022)
5. Карамзин Н.М.История государства российского [электронный ресурс]/Режим доступа:http://www.bibliotekar.ru/karamzin/ (дата обращения: 14.04.2022)
6. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Москва., 1990. Кн. 1. Вып. 1–3. С. 158.
7. Новгородская первая летопись младшего извода [электронный ресурс]/ Библиотека Якова Кротова. — Режим доступа:http://krotov.info/acts/12/pvl/novg24.htm (дата обращения: 14.04.2022)
8. Платонов С.Ф. Учебник русской истории для средней школы: Курс систематический. В 2 ч. [электронный ресурс]/ Электронная библиотека Lithab.me — Режим доступа: http://lithub.me/book/475485/ (дата обращения: 14.04.2022)
9. Соловьев С. М. История России с древнейших времен // Соловьев С. М. Сочинения: В 18 кн. Москва., 1993. Кн. 2. Т. 3–4. С. 174
10. Феннел Джон. Кризис средневековой Руси: 1200–1304. Москва., 1989.
11. Хитров М. И. – «Александр Невский — Великий князь»; Лениздат, Санкт-Петербург, 1992, стр. 112

Пример школьного проекта по истории на тему: Реальные и мифологические образы древнерусских князей обновлено: 18 апреля, 2022 автором: Татьяна
Summary
Пример школьного проекта по истории на тему: Реальные и мифологические образы древнерусских князей
Article Name
Пример школьного проекта по истории на тему: Реальные и мифологические образы древнерусских князей
Description
Пример школьного проекта по истории на тему: Реальные и мифологические образы древнерусских князей
Publisher Name
studyfive.ru
Publisher Logo